Мосты в населенных пунктах являются одними из важнейших инженерных сооружений, от качества которых зависит не только стабильная работа транспортной инфраструктуры, но жизнь и здоровье людей.
Поэтому при проектировании и строительстве мостов обязательно выполнение соответствующих нормативных требований.
Ведь технологии строительства мостов очень интересны и важны.
Опоры и пролетные конструкции должны быть экономичными в производстве и одновременно отвечать требованиям надежности и удобства пользования.
Эти требования обеспечивают устойчивость, прочность и жесткость всех элементов моста на протяжении всего расчетного периода эксплуатации.
Конструкции моста должны выдерживать действие внешней среды — температуры, воды, льда, атмосферных осадков и прочее.
При проектировании должно быть соблюдено условие экономической оправданности сооружения – его желательно возвести с возможно меньшей затратой материалов и средств, а также с минимально необходимой трудоемкостью.
Выбор места строительства и технических параметров (длина, ширина, вид) моста также должен быть экономически обоснованным и отвечать настоящим и перспективным потребностям инфраструктуры данного населенного пункта, то есть строиться с заделом на будущее.
Помимо этого мосты в городах должны удачно вписываться в существующий архитектурный ландшафт, по возможности становясь своеобразным украшением места.
Здесь уместно вспомнить, например, петербургские мосты.
Практически каждый неповторим, имеет своё лицо, а наиболее известные (большие — Дворцовый, Троицкий, маленькие – Банковский, Львиный) являются одними из знаковых символов Петербурга.
Местоположение моста в городских условиях зависит в большей степени от распределения транспортного потока, чем от гидрологии протекающей здесь реки.
Именно на решение транспортных проблем и направлено основное внимание при проектировании и строительстве городских мостов.
Если река широкая, то мост строят, либо перпендикулярно, либо с наклоном по отношению к направлению среднего течения реки с таким расчетом, чтобы связать трассы городских дорог на разных берегах.
Если река узкая, то форма моста полностью зависит от транспортных условий – мосты могут быть и прямыми, и косыми и изогнутыми.
Ширина мостов часто связывается с шириной прилегающих улиц, особенно при небольшой ширине реки.
В принципе тут всё зависит от местных условий, от перспективного градостроительного плана – в случае, если впоследствии предусмотрено расширение проезжей части прилегающих к мосту дорого, то он делается под эту возможность, что выгодно с экономической точки зрения.
Связь моста с городскими улицами осуществляется на одном или нескольких транспортных уровнях. Один уровень возможен лишь в населенных пунктах с маленьким движением, где даже в перспективе не предвидится значительное увеличение потока транспорта.
Гораздо удобнее движение будет организовано с помощью использования съездов на набережные в разных уровнях.
Въезд на мост осуществляется по насыпям с опорными стенами или по эстакадам.
При этом пространство под эстакадами часто используют для осуществления строительства дорожных развязок, значительно улучшающих транспортную инфраструктуру.
В зависимости от местных условий, развязки могут быть многоуровневыми – два, три, а иногда и четыре уровня. Эстакады размещаются с таким учетом, чтобы нанести минимальный ущерб территории, свести к минимуму количество идущих под снос сооружений.
При наличии речных набережных опоры моста располагаются либо в створе подпорных стенок, либо на расстоянии, обеспечивающем неизменность напряженного состояния грунтов основания набережной.
При наличии развитого судоходства к мосту предъявляются требования по его обеспечению.
Это достигается различными конструктивными приемами – наличием разводных пролетов, строительством моста с достаточной для прохода судов высотой над средним уровнем воды реки.
Помимо транспорта по городским мостам обычно проходят пешеходы и проезжают велосипедисты, поэтому здесь обустраивают тротуары и дорожки на проезжей части, делают удобные сходы на набережные.
Мост также должен быть приспособлен для возможной прокладки различных коммуникационных линий – газоводов, электрических кабелей, водопроводных труб и т. п.